Доказательная медицина
Объем лекарств и возможностей в лечении больных существенно увеличился за последние 50 лет. Практически полностью поменялись многие концепции в лечении больных. Как быть уверенным в том, что новое лечение лучше старого и узнать у каких препараторов больше побочных эффектов: старых или новых. Врач и пациент постоянно думают не только об этом, но и о других вопросах: как можно долго принимать препарат, эффект которого никак не связан с улучшением самочувствия, хотя и сулит снижение смертности при постоянном приеме; какая комбинация препаратов допустима; какая приносит больше эффекта при том или ином заболевании; если один препарат не работает, а в арсенале имеется еще много аналогичных препарат, то что надо делать: заменять один на другой или добавлять. Отсюда возникает вопрос: Почему мы меняем препарат? Может быть, было дешевое, но эффективное лекарство, а вы мне подсовываете, может, не очень эффективное, но жутко дорогое? Может быть, старые препараты были чуть-чуть менее эффективными, но, может быть, у них было меньше побочных эффектов?
Возникают и такие вопросы, как у врача, так и у пациента, на что надо ориентироваться, когда вы лечите? То есть это должен быть какой-то явный эффект, который вы получаете от лекарства, или это какой-то непонятный эффект, который вам гарантируют или обещают, но он будет где-то через 5, через 10 лет постоянного приема, а при этом еще там в аннотации написано, что со стороны печени осложнения. Зачем мне это надо?
Следующий вопрос – как долго можно принимать препарат? Если медицина середины 20 века – это курсовое лечение, то есть полечили и забросили, то сейчас современная терапия при лечении хронических заболеваний на курсовой эффект вообще не ориентируется. Курс может быть разной протяженности, но он явно ограничен по времени. Он может быть неделю, месяц. Если лечится хроническое заболевание, то, как правило, это не курсовое лечение, это постоянный прием препаратов.
Еще есть вопросы, которые задаются и врачами, и пациентом, - например, врач дал препарат, не помогло, а если к этому препарату врач добавит еще один препарат, который работает примерно в этом же направлении, будет ли лучше? А если два не работают, можно еще третий добавить? Хочется врачу всегда сделать, как лучше, но никто не знает реально, во что это выльется, потому что всегда возникает вопрос. Классический пример - антиагреганты, то есть препараты, которые препятствуют образованию тромбов при ишемической болезни сердца. Классическая терапия – аспирин, надо ли добавить клопидогрель, а если клопидогреля не хватает, то можно ли еще добавить варфарин или новые антикоагулянты? А мы все время думаем о чем? О том, что, с одной стороны, они препятствуют свертыванию, и в результате этого другая сторона вопроса – это повышается риск кровотечения. Вот у врача в связи с этим всегда дилемма. О чем надо больше беспокоиться о риске тромбоза или риске кровотечения. Когда нужно остановиться, чтобы больному было лучше в результате нашей терапии, а не только чтобы тромб не образовывался.
Ответить на все эти вопросы может и должна помочь доказательная медицина.
6 курс:
1. Тематический план практических занятий (2024-25 уч.г.)
Ординатура:
1. Тематический план практических занятий (2024-25 уч.г.)
2. План лекционных занятий (2024-25 уч.г.)